АНСАМБЛЬ ЗЕЛЕНЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

Аксонометрический рисунок Зеленецкого ансамбля.

1- Троицкий собор, 2 - Благовещенская церковь с трапезной, 3 - колокольня, 4 - келейные корпуса, 5 - настоятельский корпус XIX века.

 

В Волховском районе Ленинградской области расположен ансамбль бывшего Зеленецкого монастыря. Его адрес — железнодорожная станция Зеленец, в получасе езды от Волхова в направлении на Тихвин и Вологду.

...За окнами поезда долго тянется смешанный лес. Перед Зеленцом он неожиданно отступает, и взгляду открывается панорама монастырского комплекса, раскинувшего свои строения на ровной площадке, обнесенной оградой. Это и есть Зеленецкий монастырь.

В середине XVI столетия при содействии московского правительства в юго-восточном Приладожье активизировалось монастырское строительство: пограничным монастырям и монастырям с большими посадами придавалась роль потенциальных военных форпостов, и они наряду с порубежными городками были включены в государственную оборонительную систему. В 1558 году Россия вступила в Ливонскую войну (1558—1583). В связи с этим создание укрепленных пунктов на северо-западных рубежах страны стало особенно актуальным.

Помимо крупных монастырских комплексов в ту пору в глухих уголках Приладожья было основано и восстановлено много малых монастырей. Они должны были обеспечить кровом и занятиями массу беженцев, пострадавших от Ливонской войны, и своей хозяйственной деятельностью оживить экономику края, которая переживала полосу кризиса. К разряду таких малых обителей и относился Троицкий Зеленецкий монастырь.

Свое древнее название «Зеленая пустынь» монастырь получил благодаря расположению на плоско-возвышенном лесистом участке, представлявшем зеленый остров в окружении нескончаемых болотных топей.

Дата основания монастыря, по сведениям из Писцовых книг, определяется 1565—1570 годами. Начало монастырского строительства в описаниях излагается по традиционной легендарной схеме. Поселившийся здесь по «чудесному видению» отшельник Мартирий с помощью привлеченной им братии срубил первые деревянные строения обители: часовню при своей хижине, братские келья и две деревянные церкви — Троицкую и Благовещенскую.

Строительство Благовещенской церкви связывается с именем известного новгородского посадника Федора Сыркова, представителя третьего поколения богатой купеческой семьи, известной своим активным участием в строительстве Новгорода и его окрестностей. В Новгороде Сырковы появились в конце XV века, куда в числе московских «гостей» были поселены по указу Ивана III вместо опального новгородского боярства.

До начала XVII века все строения Зеленецкого монастыря были исключительно деревянными. В 1601 году была построена первая каменная церковь монастыря в честь почитавшейся в крае иконы Тихвинской богоматери — Одигитрии — с приделом Иоанна Златоуста.

О том, что каменная церковь Одигитрии существовала уже в начале XVII века, свидетельствует Писцовая книга 1620 года, в которой описывается состояние «Зеленой пустыни» после шведского разорения 1612—1613 годов и указывается, что деревянные строения монастыря шведы сожгли и лишь «церковь Одигитрия каменная стоит без пенья» (то есть без службы).

Во время шведского вторжения монастырь не оказал сопротивления врагу, и еще до появления шведов монахи разбежались, попрятав имущество в окрестных лесах. После изгнания шведов, в первой трети XVII века монастырь заново отстроился, улучшилось его экономическое положение. В 1624 году жалованная грамота Сильвестру — настоятелю Зеленецкого монастыря — закрепила за монастырем не только окрестные земли, но и крестьян, освобожденных от податей.

Новый этап в истории монастыря начался с 1674 года, когда бывший инок и игумен Зеленецкой обители Корнилий стал новгородским митрополитом. Он способствовал обширному строительству в монастыре, его благоустройству, прокладке дорог, а также снабжению его книгами и церковной утварью. Именно при Корнилии в конце XVII века в монастыре были выстроены все сохранившиеся доныне каменные здания (за исключением настоятельского корпуса): Троицкий собор, Благовещенская церковь с трапезной, восьмигранная колокольня и четыре отдельных корпуса, в которых размещались братские кельи, настоятельские покои и помещения хозяйственного назначения — келарская, поварня, кладовые и сушила. Тогда же «за ветхостью» была разобрана церковь Одигитрии, а над Святыми вратами в западной стене новой каменной ограды выстроена церковь Иоанна Богослова.

В ту пору к Зеленецкому монастырю было приписано несколько обедневших окрестных монастырей, и он стал богатым феодалом.

После смерти Корнилия в 1698 году пора строительного расцвета в монастыре кончилась, и до начала XIX века там не было никакого строительства.

В XVIII веке в монастыре неоднократно бывали пожары. Самый сильный был в 1747 году. «Тогож 1747 г. июля 24 дня, Зеленецкой монастырь погорел от поваренной трубы, и на церквах, на кельях, на ограде, и на колокольне кровли, крыльца, в кельях полы, чуланы, в окнах затворы, окончины, 4 анбара, и за монастырем все деревянные строения и скотный двор, рига и гумны сгорели». На ремонтные работы были «поряжены» плотники Тихвинского большого монастыря, «крестьяне стретиловекие (из деревни Стретило-во, существующей и поныне.— Е. К.) 24 человека».

В 1765 году монастырь пострадал от набега раскольников-самосожженцев, которые подожгли себя в трехэтажном корпусе. Во время этого пожара погибли многие иконы, книги и монастырские архивы.

В 1811—1834 годах в монастыре проводились ремонтные работы и благоустройство территории. В эти годы соорудили угловые башни в ограде и выстроили настоятельский корпус над Святыми вратами. Следующий крупный ремонт происходил в 1901—1902 годах.

В настоящее время монастырский комплекс находится под охраной государства как памятник архитектуры общесоюзного значения.

 

* * *

 

Монастырский ансамбль создавался единовременно в 1680-х годах, что в значительной степени определило его архитектурное единство. Пространственная композиция Зеленецкого ансамбля, состоящая из компактной группы культовых зданий, окруженных жилыми и хозяйственными постройками, вписанными в четырехугольник ограды, традиционна для русских монастырей XVI XVII веков.

Троицкий собор расположен в центре территории на главной оси, проходящей через Святые ворота. К северу от него находится Благовещенская трапезная церковь; к юго-западу — восьмигранная колокольня. Все три здания, которые в древности были соединены деревянными переходами, составляют ядро ансамбля.

Однако в настоящее время композиционный замысел не воспринимается столь отчетливо, потому что посетитель попадает на территорию монастыря через боковые, Южные ворота.

Дата постройки Троицкого собора известна из «храмоздательной» надписи на изразцовом поясе западного портала, которая сообщает, что храм был возведен в 1684 году новгородским митрополитом Корнилием.

Из всех сооружений Зеленецкого монастыря Троицкий собор подвергся наибольшим переделкам. В процессе ремонта в первой четверти XIX века его первоначальное палаточное (многофронтонное) покрытие заменили четырехскатной кровлей. Исказили облик храма и поздние малые главы луковичной формы. От старой паперти сохранились лишь фрагменты аркады на уровне первого этажа, заложенные кирпичом и закрытые сейчас поздними пристройками. Утрачено древнее крыльцо с шатровым верхом. В первой трети XIX века были переделаны окна собора, они приобрели циркульное очертание и лишились нарядных наличников.

Троицкий собор представляет собой четырехстолпную трехапсидную пятиглавую постройку, тип которой получил широкое распространение на Руси с конца XV века.

Перекрытие собора — крестово-купольная пространственная система с центральным световым барабаном и четырьмя глухими барабанами, поставленными на сомкнутые угловые своды. Фасады собора расчленены вертикальными выступами — лопатками. Здание имеет подвальный этаж - подцерковье, однако поэтажное членение на фасадах не выявлено. Апсиды украшены фризом с традиционным новгородским орнаментом из бегунца и поребрика1. Нарядные наличники из фигурного кирпича сохранились на апсидах и Северном фасаде.

Примечательно в декоративном убранстве собора использование керамики. Внутри собор оштукатурен и покрыт масляной росписью в начале XX века. Эта отделка стен, столбов и сводов сохранилась довольно хорошо.

В плановом решении Зеленецкого Троицкого собора много общего с ранними храмами Новгорода и Пскова. Изящное внешнее декоративное убранство в виде фигурных наличников, перспективного портала, фасадной керамики — результат влияния московской архитектуры с ее «узорочьем».

Таким образом, в Троицком соборе Зеленецкого монастыря сочетаются, архитектурно-строительный опыт, накопленный в новгородском зодчестве XIVXVI столетий и в среднерусской архитектуре XVII века.

Благовещенская церковь с трапезной была выстроена в 80-х годах XVII века одновременно с другими каменными сооружениями монастыря вместо прежней деревянной трапезной церкви того же наименования.

Благовещенская церковь относится к типу трапезных церквей. Ее композиция и планировка традиционны: к одностолпной, квадратной в плане трапезной палате с востока примыкает собственно церковь с апсидой, с запада — паперть и келарская. Здание построено с подцерковьем, планы обоих этажей почти полностью совпадают. Одностолпные палаты перекрыты коробовыми сводами с распалубками, помещение церкви — крутым сомкнутым сводом.

Фасады не имеют ни вертикальных, ни горизонтальных членений. Под карнизом — фриз из бегунца и поребрика. Объем собственно церкви завершает главка на граненом барабане, а стены ее украшены широким орнаментальным фризом. На южном фасаде сохранились нарядные наличники из фигурного кирпича и «ковры» из ширинок, украшающие простенки. Необычным декоративным элементом фасадного убранства церкви являются кресты из изразцовых плиток, помещенные в простенках второго этажа.

При сопоставлении Благовещенской трапезной церкви с сохранившимися новгородскими трапезными XVI века очевидно, что по планово-композиционной и конструктивной системам она подобна им. Но по декоративному решению церковь является самобытным памятником XVII века.

Время возведения монастырской колокольни — также 80-е годы XVII века. В рукописном «Летописце» Зеленецкого монастыря, многократно цитируемом в более поздних описаниях XIX века, говорится, что в числе прочих каменных зданий Корнилий «построил и колокольню круглую, каменную осмигранную вверх 10 сажень, шатер и глава, 15 колоколов медных: большой 200 пуд, в средине часы». Первоначальный шатер с главой, завершавший колокольню, был заменен, по-видимому, в начале XIX века, куполом со «шпицем». Известно, что после пожара 1747 года намечалось на колокольне «шатер и главу... в два теса покрыть». Изменение формы покрытия колокольни не зафиксировано в монастырских летописях вплоть до конца XVIII века. Восьмигранник колокольни состоит из трех ярусов, разделенных чуть заметными уступами. Гладь стен первого яруса нарушена лишь проемами, утопленными в глубоких нишах. Второй ярус декорирован двухуступчатыми арочными нишами килевидного очертания. Верхний ярус прорезан арочными проемами, в которых на деревянных брусьях (сохранившихся до сих пор) навешивались колокола. Проемы звона — различной ширины, соответствовавшей величине колоколов. По очертанию и пропорциям они подобны арочным нишам второго яруса. Те же вытянутые пропорции повторяются и в килевидных нишках, помещенных по две на гранях верхнего яруса.

Восьмигранная колокольня Зеленецкого монастыря родственна новгородским столпообразным колокольням второй половины XVII столетия. Однако при всем ее подобии новгородским образцам она отличается от них тем, что имеет восьмигранную форму с самого основания (все новгородские колокольни XVII века представляют собой «восьмерик на четверике»), а ее пластическое решение более изысканно. По архитектурному характеру и деталям убранства колокольня стоит в одном стилистическом ряду с остальными сооружениями бывшего Зеленецкого монастыря. Ансамбль Зеленецкого монастыря замечателен тем, что в нем наряду с культовыми сооружениями XVII века сохранились каменные постройки того же времени, предназначавшиеся для жилья и хозяйственных нужд.

Жилые корпуса размещаются у стен монастырской ограды на некотором от нее расстоянии. «А в той Зеленецкой обители Корнилий митрополит еще построил каменного здания братские кельи в 4 линиях, о 2-х и 3-х отделениях (этажах.— Е. К.) со сводами каменными... при них крыльца деревянные;  поварни, погреба каменные...» — говорится в рукописном монастырском «Летописце». В первой четверти XIX века был возведен пятый настоятельский корпус над бывшими Святыми вратами.

Корпуса келий неоднократно горели: они упоминаются при описании всех пожаров, случившихся в монастыре в XVIII веке.

Несмотря на многочисленные пожары, облик каменных корпусов существенных изменений не претерпел. В первой трети XIX века деревянные кровли на корпусах заменили покрытием из листового железа. В Северном корпусе был срублен декор наличников, в Восточном заложены некоторые проемы.

Корпуса келий Зеленецкого монастыря, построенные в 80-х подах XVII века, имеют исключительно большую архитектурную ценность, поскольку среди монастырских комплексов новгородского региона почти не осталось подобных сооружений, да еще в такой хорошей сохранности.

Ансамбль монастыря обнесен каменной оградой, возведенной тогда же, в 1680-х годах. Ограда представляет собой четырехугольник с переломом в западной стене (у Святых ворот) и со срезанным юго-западным углем. В ведомости 1739 года об ограде сообщалось: «Всего около того монастыря ограды каменной в итоге на 226 сажень, в высоту та ограда 2 сажени и 2 аршина. В толщину оградная стена 2 аршина, крыта тесом».

Рисунок ограды простой: протяженная стена разбита лопатками шириной 108 сантиметров (полсажени), расположенными через 5—6 метров. Наверху двумя уступами кирпича образуется карниз вровень с плоскостью лопаток. На торцах некоторых зданий в месте примыкания ограды сохранился след ее двускатной кровли. Кровля не сохранилась, так же как и верх ограды, обрушившийся на несколько рядов кирпича.