*** 

 На 23/10-й вер. речка Ушачка, принимающая Борисовъ ручей, и впадающая въ Тосну: длина первой около 7 верстъ, а ручья более 300 сажен. Заметимъ эту станцию, за 70 летъ предназначавшуюся для пользы судоходства, и для того осмотримъ те места которыя проехали. На правой стороне дороги и деревни Ушаковъ, при начале Борисова, ручья, видна земляная работа рвовъ рытвинъ и валовъ, по уверению жителей, произведенная въ 1767 и 1768 годахъ, если не при Петре Великомъ: это каналъ для соединения судоходной реки Тигоды съ Тосною. Каналъ предполагали провести къ Борисову ручью, въ начале своемъ составляющему озерко. Отсюда сделаны были чрезъ лесъ широкия просеки и потомъ, въ разныхъ местахъ, выкопаны для канала углубления. При деревне Рябове, въ 400 саженяхъ отъ дороги, прорытъ каналъ почти па версту, шириною до 17 саженъ. Верстахъ въ 4-х отъ Рябова за деревнею Болотницею сделана для канала высокая насыпь, идущая къ дер. Долимницамъ, и отстоящая отъ р. Тигоды версты на две. Эта земляная работа производима была полками солдатъ, нарочно на то отряженными; сделаны были для житья светлицы и заведены все нужныя орудия; но въ конце 1768 года возгорелась война съ Турками: полки посланы въ походъ, работа остановлена, светлицы погнили, а приставленная къ орудиямъ стража померла. Река Тигода, при Любане, пересекаетъ большую дорогу, и излучинами стремится къ Волхову, въ который впадаетъ: следовательно изъ Волхова надлежало бы судамъ подниматься вверхъ по Тигоде до отверстия предначатаго канала; имъ проходить въ речку Ушачку, потомъ въ Тосну и ею въ Неву, миновавъ затруднительныя отмели и пороги Волхова и Ладожское озеро. Для этого канала, какъ предполагает Г. Озерецковский, въ воде не было бы недостатка, потому что все протяжение земли отъ Тигоды до Невы изобилуетъ озерами, топкими болотами, речками и ручьями, изъ которыхъ воды въ каналъ можно бы отвести; но река Тигода среди лета бываетъ такъ мелка, что близъ устья ея въ Июле месяце найдено въ ней глубины менее 1-й сажени. Старожилы здешние говорятъ, что при начатии канала предположено было отвести рукавъ изъ Волхова въ Тигоду и темъ остановить ея стремление. Но какъ бы то ни было, а каналъ начали, и, думать надобно, не безъ основания.  Вероятно, причина остановки канала одинакова съ Вишерскимъ: Московское шоссе, пересекающее сообщение судамъ и экипажамъ.

 

Путеводитель от Москвы до С-Пб и обратно 

1847 г.