ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ШАПКАХ

 

В центре Шапок, там, где сейчас продовольственный и промтоварный магазины, в окружении вековых лип до 1944 года располагалась величественная, в византийском стиле, каменная пятиглавая церковь Покрова высотой 14 метров. До революции из-за церкви село официально называлось Покровским. Престольный праздник отмечали 14 октября. В церкви имелось 12 высоких окон, забранных решетками. Вмещала она до 350 человек. Под зданием церкви находился глубокий подвал с тремя усыпальницами. Средняя - семьи Балашовых, слева - семьи Дубянских, справа - Марковых. На невысокой отдельно стоящей колокольне висело 6 колоколов, самый большой весил 33 пуда (более 0,5 тонны). Входов в церковь было два, с запада и севера.

В здании церкви за престолом располагался образ Святой Троицы. Иконы в иконостасе большим изяществом не отличались - были писаны дворовыми крестьянами Гордеем и Леонтием Федоровыми. В простенках между окнами на мраморных и медных досках указывались имена захороненных в церковном подвале. Из ценной утвари 100 лет назад, по данным епархии, в церкви имелся ковчег из серебра с костяным распятием и священный сосуд весом 4 фунта. Некоторые подлинные документы церкви за 1787-1911 годы до сих пор хранятся в городском Историческом архиве Петербурга; в том числе заявления на бракосочетание (1820-1916), приходно-расходные книги, - исповедальные книги (1788-1873).

В родовых усыпальницах (склепах) были захоронены владельцы имений в Шапках и Александровке (поместье возле деревни Надино) и члены их семей. Так, в среднем отделении под церковью захоронены Александр Дмитриевич Балашов (1770-1837), известный государственный деятель при Александре (тчлен государственного совета, генерал-адъютант, министр полиции, военный губернатор центральных губерний России. Его сыновья: Петр Александрович (1811-1856), камергер императорского двора с женой Александрой Ивановной, урожденной графиней Паскевич-Эриванской, княжной Варшавской, средний сын - Александр Александрович, младший сын - Иван Александрович, штаб-ротмистр кавалергардского полка, убитый на Кавказе, и сестра Балашова. В левом отделении похоронен сын строителя церкви полковник Александр Яковлевич Дубянский (1777-1852). В правом отделении захоронен Владимир Петрович Марков (1837-1910), выдающийся деятель земского дела в Петербургской губернии. В церковной ограде хоронили лиц из причта - священников, дьячков, пономарей, некоторых крестьян. По преданию, самое первое кладбище располагалось там, где бывший помещичий парк. Основное сельское кладбище находится сейчас в черте поселка. В 1991 году было открыто и освящено новое кладбище на обширной возвышенности с сосново-березовым древостоем на выезде из Шапок в сторону Мги.

Построена церковь Покрова в 1786 году. Кирпич для строительства был взят с закрытого при Екатерине II женского Успенского монастыря, что находился невдалеке от Шапок на так называемой Царицыной горе, где была похоронена Евфимия - жена Ивана Грозного из рода Нагих. Строителем церкви являлся первый владелец имения в Шапках - майор Яков Федорович Дубянский. Усадьба помещика располагалась в ту пору возле построенной церкви. По архитектуре Шапкинская церковь - несколько измененный аналог Екатерининского собора в Ямбурге (Кингисеппе), выстроенного по проекту знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Жертвователями на храм были, помимо основного строителя, А. Д. Балашов, его сыновья и священник Сыренский.

В 1847 году храм капитально ремонтировался. В 1911 году церковь горела и восстановлена была в 1917 году. В период ремонта церковная служба проходила в кирпичном здании бывшей помещичьей библиотеки в парке. В августе 1992 года, по благословению митрополита Иоанна, здание упомянутой библиотеки, бывшей в советский период клубом, перестроено в небольшую церковь, названную по традиции храмом Покрова.

Быт и жизненные условия крестьян той поры выглядели неотрадно. Хлеба обычно на весь год ни у кого не хватало. У многих не хватало до Рождества и даже до Покрова. Кроме как по большим праздникам жители Шапок не знали ни пирогов, ни мяса, ни каши. Хлеб, картошка, соленые грибы да капуста были повседневной пищей. Скудность урожая определялась малочисленностью и беспородностью скота, нехваткой удобрений, преобладанием бедных песчаных почв. Заготовка и продажа дров, углежжение, которыми побочно занимались крестьяне, плохо оплачивались. В Нурме у некоторых крестьян имелся неплохой доход от продажи сена в Петербург. К началу XX века жизнь в Шапках заметно оживилась. Этому способствовало и завершение строительства железнодорожной ветки до Тосно в 1912 году. Появились заработки по ее обслуживанию и во вновь открытом песчаном карьере. Стали появляться дачники. Возникли условия для роста достатка и культуры жителей всей шапкинской округи.

В 1937 году церковь была закрыта. Колокола сняты и увезены. В здании стали показывать кино, устраивать танцы, в подвале одно время действовал пункт по приему молока от населения. В период более чем двухлетней оккупации Шапок немецко-фашистскими войсками здание церкви использовалось под военный склад. Вокруг церкви хоронили немецких офицеров. При своем отступлении немцы сожгли Шапки и взорвали церковь. Произошло это 21 января 1944 года. Сказанному имеется официально заверенное свидетельство очевидцев и архивная справка (хранится у В. Г. Яковлева). В числе очевидцев разрушения церкви фашистами необходимо назвать старейшую жительницу Шапок Марию Романовну Суворову (1897-1996), не дожившую до своего столетия трех месяцев. Она вспомнила, как от первого взрыва здание церкви не разрушилось, но через некоторое время последовал второй взрыв большей силы.

Купол осел на руины, церковная дверь была отброшена взрывом на луг перед церковью. В конце 1960-х годов руины церкви были окончательно снесены и закопаны вблизи. Учитывая глубину церковных подвалов, не исключена сохранность склепов под землей.

 

Б. Яковлев

Газета «Тосненский вестник»

30 Марта 1999 года.