Апрельское Саблино. Какое оно?

Часть I - "Люди и Саблино"

Короче дело было так: Безоблачное, весеннее утро. Легкий ветерок, и в меру заполненная электричка. Ни что не предвещало неприятностей. Выйдя на ст. Саблино, мы немало подивились отсутствию характерных групп людей с определенными намерениями. Не сезон - подумали мы, но как оказалось впоследствии - подумали мы неверно. Дальше все шло по заранее разработанному плану - Советский проспект, мой дом, Саблинка, водопад на Саблинке. Хотя нет, не все так гладко. Сначала мы подгоняемые желанием скорее добраться до водопада, свернули на одну улицу раньше.

Вы не поверите, но это Саблинка

Саблинка представляющая летом жалкий ручеек, через который можно перепрыгнуть, сейчас выглядела бурным потоком, несущимся с огромной скоростью в сторону водопада. Вода подходила прямо к подножию склонов. Бредовая идея – перейти речку по находящемуся под нашими ногами пешеходному мосту и продолжить свой путь по другому берегу, была к счастью отвергнута. Обратно то как переправляться? Пришлось вернуться и дойти до следующей улицы. Единственный плюс этой оплошности – удалось посмотреть остатки насыпей старинной конной железной дороги – конки. Именно на месте ее бывшего моста и построен сейчас пешеходный мостик.

Саблинский водопад

Ура! Мы на месте. Но вот тут и начались мелкие неприятности: Пока мы с удовольствием обозревали Саблинский водопад, сзади неожиданно появилась группа детей, ведомая бородатым господином. Первым делом бородатый господин аки лев кинулся на замеченную им издали кучку мусора. Утилизировал он ее весьма интересным способом – скинул вниз с откоса. Теперь я понимаю, почему все откосы Саблинских каньонов завалены мусором.

Cat подающий дурной пример

Потом, подойдя к обрыву, сделал замечание Cat'у, что он подает плохой пример детям сидя у подножия ненадежно закрепленной сосны. Короче нам пришлось уходить в отрыв, и мы продолжили свой путь к Тосне.

Акватория для Деда Мазая

Подойдя к месту слияния Саблинки и Тосны, мы сели на вершине 21-го обнажения и стали созерцать туманные дали в сторону Никольского, обгоревшие «курганы», затопленную пойму реки, и Никольское кладбище, почему-то имеющее одинаковый цвет с расположенным невдалеке обнажением синей глины. Пока мы смотрели на кусты, торчащие из воды, родилась мысль, что если меня посадить в лодку и отправить в плаванье среди них, то получиться картина «Дед Мазай без зайцев».

Та самая льдина

Дальше все наладилось. За спиной ни кто не маячил, и мы спокойно пошли дальше. Проходя вдоль речки, часть нашей исследовательской партии предприняла попытку отправить в дальнейшее плаванье застрявшую на берегу льдину – на вид килограмм на 200. Потолкав ее, попинав, и даже попрыгав на ней, решили ограничиться двумя мелкими льдинками, лежащими рядом. Проводив взглядом ледяные суденышки мы прочавкали по весьма сырому лугу перед Трехглазкой, и поднялись на насыпь Графского моста.

Хе-хе, у Трехглазки кто-то проковырял четвертый глаз. Интересно зачем? Когда-же наши взоры переместились с этого явно синтетического глаза вверх на горку, мы увидели… Короче вместо сторожки, теперь стоит ларек. Наверное, чтоб любой желающий мог, заплатив энную сумму, заглянуть в Помойку, а возможно просто пивом решили приторговать для пополнения скудного Помойского бюджета. Радовать своим посещением мы их не стали, и перейдя на правый берег начали продвигаться к Жемчугам.

До чего же у нас интересный народ - стоим у входа и видим такую картину: Кто-то явно болеющий душой за Жемчуга решил избавить ее от мусора. Собрав огромную гору этого дерьма он, изрядно намучившись, выпер это наружу. Здесь он посчитал свою миссию законченной и вывалил это все прямо со склона. В общем, такое ощущение, что из Жемчугов произошел выброс мусора - извержение, и эти потоки текли по склону в сторону Тосны. Вообще вся площадка перед входом завалена обрывками тряпок и бумаги, валяются драные куртки, банки и бутылки – гадюжник одним словом. Возможно пора проводить реорганизацию Саблинской топонимики: «Жемчуга» назвать «Помойкой», а «Помойку» - с подачи пробегающей мимо нас группы людей – «Платной».

Ладно, хватит о грустном. Пока мы стояли и разглядывали последствия этого извержения на нас с неба, точнее сверху, со склона, свалилась группа людей, которые признав (интересно по каким приметам, у нас даже фонариков в руках не было) в нас знаменитых исследователей Саблино, закидала нас вопросами: Куда еще кроме Жемчугов они могут себя затолкать? Ответ конечно крутился на кончике языка, но мы сдержались, и могильщик махнув рукой в сторону водопада, сказал - туда, туда и еще раз туда. могильщик, как ты был не прав. Этим жестом ты показал путь предначертанный и для тебя (интересно, куда ты с него свернул).

Около Штанов чуть расширился прошлогодний провальчик с кустом посредине. Есть даже небольшая дырка, в которую Cat всерьез пытался засунуться. Но увы, без работы лопатой туда с трудом могла пролезть разве что его голова. Т.е. ему бы пришлось в нее нырять головой вниз. Сверху в дырку капала вода и непрерывно скатывались камушки, сдвинутые со своего места водой. Если б Cat все-таки осуществил задуманное и нырнул, то случайная подвижка осыпи могла бы надежно закрепить его в таком положении. Мы представили: снаружи торчат ноги, и экскурсантам показывают на них как на одну из Саблинских достопримечательностей, а внизу, добрые люди развлекают торчащую из свода голову – Винни-Пух в вертикальном исполнении.

Вот чем нынче народ привязывается

Сами Штаны украсились еще одной дыркой ниже тропинки, а к кусту растущему у основного входа привязана «веревочка». «Веревочка» - это мягко сказано. Это белая изоляция с кабеля сечением квадрат этак в шестнадцать. За эту «веревочку» можно не держаться, а пристегнуться карабином и изображать из себя троллейбус. Подергав за нее мы с изумлением обнаружили, что она уходит не вглубь Штанов, а в один из входов ниже тропинки. Да, тяжело не заблудиться когда много входов. То-то Палишев закапывает лишние.

Всегда красивый Пляжник

Дальше был как всегда очень красивый Пляжник, с остатками сосульки, потоки воды, текущие по обрыву, зеленая пляжниковская борода, еще более засыпанный Пляжник-2

А вот дальше и произошло это страшное событие. Но обо всем по порядку: Мы неторопливо продвигались вверх по Тосне в сторону Веревки. Неожиданно родилась мысль осмотреть Архимедову норку. Cat, Крематор и я мужественно стали карабкаться по склону. могильщик же посчитав нашу идею безумной, продолжил свой неторопливый путь к Веревке. Вот он мелькнул за кустами и исчез из поля зрения. Больше мы его не видели, а вместе с ним и наш запас Кока-коллы. Мы естественно начали привлекать к себе могильщика. Крематор - орал, я - свистел, но все безрезультатно. Мы решили, что могильщик решил не утруждать себя, и ждет нас на пляжике у Веревки.

Осмотрев шкуродерного вида творение, и даже запустив в него Cat'а, мы двинулись дальше. Вот и Веревка. Но вместо могильщика мы увидели «экскурсию»: по моему, одна из питерских богаделен решила вывезти своих питомцев на природу, в пещеры, в надежде, что оттуда выберутся не все. Представьте картину - вереница старичков с палочками и старушек наряженных в дождевики из полиэтилена потихоньку исчезают в саблинских недрах. Кто был предводителем, разглядеть не удалось. По непроверенным данным, это поручили Палишеву. Самое интересное, что один из экскурсантов, явно выделяющейся из толпы своим возрастом – ему лет 40 - внутрь не полез, решив, что его хоронить еще рано.

Засыпанный Палишевым осенью того года вход в Веревку откопали - я думаю, что в Саблино надо бетонировать с закладыванием арматуры и последующим уплотнением сырого бетона   вибратором. Хотя нет - рядом прокопают. Новый же вход, детище Палишева, посетители своими задами, спинами, коленями, расширили раза в два.

Протертое задами устье входа в Веревку

Cat и Крематор решили поискать могильщика внутри, причем на Cat'а, во время его безуспешных поисков могильщика, по его словам, сделав три огромных прыжка, напала белая мышь! Интересно, это к чему? Ну да бог с ней, с Веревкой - могильщика то нет.

Что бы найти могильщика я даже вылез на самый верх и стал обозревать окрестности.

Идем дальше. Следующая точка, где мы мечтаем его встретить - Розовый обрыв. Ага, как бы не так. Ни могильщика, ни Колы. Хреновато дело. Чай, заботливо взятый Cat'ом кончился еще у Веревки.

Допивание последних капель чая. Еще и бабочки на халяву лезут. Но мы верим, что могильщик найдется.

Плюнув на сомнительного вида тропку, и на полузатопленные кусты, решаем вылезти наверх и пройти там. Быстрый рывок, и мы у поворота реки. Боже, сколько там народу, шашлыков, машин и детей.

Только в этом месте можно съехать с дороги на машине прямо к воде. Этим народ и пользуется. В итоге бесплатная автомойка. Машины усердно трут тряпочками и щеточками. Резиновые коврики заботливо полощут прямо в речке. Извините меня, но сейчас я начну ругаться: этим бы бородатым мудакам, вместо того, чтоб сбрасывать мусор с обрывов, имитируя этим уборку территории, или гонять одиноких спелестологов с криками, что тут заповедник, взять бы да и перекрыть съезд к реке. Пикниковцы и пехом до воды дотопают, засрут всю округу конечно, но хоть свои сраные машины в речке полоскать не будут. Деньги у них на машины и шашлыки есть, а вот на мойку нет. Причем о том, что их собственные дети будут в этой речке летом плескаться, а в это время выше по течению (выше водопада к воде уже можно подъехать) подобные «отдыхающие» будут заботливо намывать свои машины, они не задумываются. В общем зоопарк, вернее заповедник в действии.

Автомойка, а на переднем плане один из ручьев который мы все таки форсировали.

Дальше не везло уже нам. Как оказалось ручеек - Банный+Емелькин в это время года, представляют собой нехилую горную речку. Причем с той же скоростью воды, и с той же температурой (это особенно отчетливо измерили своими пятками Cat с Крематором). На горных козлов, чтоб скакать по кручам которые прорезали эти ручейки, живущие своей собственной жизнью, мы были не похожи. Мы больше были похожи на негорных баранов, пытающихся перейти эти объединенные ручейки босиком. Делать нечего. Возвращаемся на дорогу, и чешем к ж.д. переезду, в надежде перейти через ручей по ж.д. мосту.

Второй ручей. Правда это несколько выше его устья, но можно представить как эта масса воды летит по каньону вниз, к Тосне.

Хоть тут то нам везет - ручей успешно перейден, и мы топаем по старинной дороге, именно той, которая шла к мосту, стоявшего над плотиной, на месте нынешнего водопада. Нас согревает мысль, что могильщик нас ждет у водопада. Все-таки это последняя контрольная точка на маршруте.

Вот и Тосненский водопад

Дааа… Люди есть, могильщика нет. Водопад описывать не буду - это надо видеть. Удручает одно: немеренное количество выгуливаемых хозяевами собак на левом берегу. Видимо хозяева решили, что их собачкам лучше будет гадить именно глядя на бушующий водопад. Правда одна собака добегалась. Пока мы шли по дороге, заметили в кювете трупик размером с теленка. Видимо ей так не терпелось попасть к водопаду, что она забыла о встречных машинах.

Результат, как говорится, налицо.

Хочешь ср..ть не бегай далеко.