КИРСИНО

 

 

Деревня Кирсино достаточно известна благодаря Ивановским горам - холмам ледникового происхождения. Наиболее южная граница подобного рельефа отмечается в 10 км к югу от ст. Любань у д. Сустьи-Полянки, затем прослеживается от ст. Трубникова у деревень Чудского Бора, Коколаврика и к северу от ст. Любани у д. Бородулино, откуда холмистые пески тянутся полосой шириной около 0,5—1 км, в сев.-сев.-западном направлении до д. Белово, где песчаные холмы занимают уже гораздо более широкую площадь. Западная граница проходит здесь у деревень Кирсино, Иваново, Лезье. Песчаные пространства, правда, значительно отличающиеся мягкостью рельефа от центральной части района (Шапки-Кирсино), прослеживаются севернее до ст. Мга и дальше к востоку тянутся с некоторым перерывом до ст. Малукса и даже несколько восточнее. Наиболее неопределенной является восточная граница, которая может быть намечена долиной р. Мги на севере и долиной р. Тигоды на юге.

Весь район характеризуется сходными чертами рельефа, представляя собрание холмов разнообразной формы, величины и высоты, среди которых намечаются гряды с определенной ориентировкой. Плоские понижения между холмами в большинстве случаев заболочены, иногда заняты озерами; склоны таких впадин пологи, но встречаются небольшие, довольно глубокие котловины, очертания; которых тоже разнообразны. Камовые области очень живописны, являются излюбленными дачными местами и называются Русской Швейцарией[1].

В районе Кирсино наиболее хорошо выражены первая и вторая Ивановские горы; первая разрабатывается, а на вершине второй расположена д. Иваново. Первая Ивановская гряда представляет собой оз. Строение его вскрыто карьером. Вторая Ивановская гора является уже переходом к плато, так как центральная часть ее значительно расширена, но в северной части от плато отходят два значительных отрога. Эти гряды имеют абсолютную отметку 78 м. и возвышаются на 27-30 м. над окружающей равниной.

В конце XIX века была начата реконструкция железной дороги связывающей Санкт-Петербург с Москвой. На ее проведение потребовалось огромное количество песчаного и песчано-гравийного материала - т.н. балласта. В окрестностях Санкт-Петербурга наиболее удобными местами для добычи этих материалов стали Кирсинские и Шапкинские камы.

Известно, что ветка от Тосно до Шапок была построена в 1907-1912 годах  действительным статским советником Фемистоклом Ивановичем Петрококино - греком по происхождению. Он же и начал разрабатывать карьер. Кто начинал строить ветку в Кирсино и кто разрабатывал там карьер пока неизвестно, однако есть упоминание о "Тыринской балластной ветке". Дата начала разработки кирсинского карьера пока тоже не выяснена, однако известно, что этот карьер стали разрабатывать раньше Шапкинского. При этом отмечали, что в Кирсино добываемую породу грузили прямо в вагоны в то время как в Шапках необходим был ручной подвоз на тачках.

Во время войны была уничтожена железнодорожная ветка к карьеру, однако добыча продолжалась. В 1962 карьер закрыли, возможно даже с целью сохранить остатки Ивановских гор как памятник природы. В настоящее время небольшая разработка возобновлена.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Е. В. Рухина. Материалы к изучению Шапки-Кирсинских камов Ленинградской области. - Материалы Саблинской научно-учебной станции ЛГУ., 1939 г.

2. К. К. Хазанович. Геологические памятники Ленинградской области.

КАРТЫ

Трехверстка Генерального штаба 1863 года

Карта Ю. Гаша 1909 года

План гор Ивановской и Кирсино до разработки

Карта 1939 года

Современная карта 2000 года

ФОТОГРАФИИ

 Карьер

 Дорога к действующему карьеру  

 Старый карьер

 Старый карьер

 Кирсинские "скалы"

 

Введение Саблино Архив Главная Новости Форум Ссылки