ПРОЕКТ «МИННАЯ ГАЛЕРЕЯ 2»

 

5 Ноября 1893 года на совместном заседании городской Управы, водопроводной комиссии и некоторых ученых был поставлен вопрос об изучении возможности снабжения  Петербурга ключевой водой, с так называемой Царскосельской гряды. Через три месяца, 26 Января 1894 года, на заседании городской Думы после рассмотрения доклада Управы большинством голосов было утверждено: ассигновать 50.000 рублей на исследования родниковой воды, предложенные городской Управой. 

1 Марта 1894 года на новом, совместном заседании Управы было принято решение: 1) Направить изыскания исключительно на возвышенное плато, которое лежит на юге от Петербурга и которое служит районом питания Тайцких, Дудергофских и Гатчинских источников. 2) Начать работы по изысканию с полного топографического и гидрологического изучения и описания данного района. 3) Руководство и организацию при проведении изысканий возложить на инженера-технолога М. И. Алухова.

Полевые работы начались в середине Мая 1894 года.

Так как с изучаемого плато производилось водоснабжение городов: Царского села, Павловска, Гатчины и Петергофа, то район изысканий пришлось расширить до таких пределов, чтобы выяснить условия снабжения этих городов и таким образом обеспечить для них то водоснабжение, которым они пользуются, поставить его вне зависимости от эксплуатации тех источников, которые в будущем могут быть выбраны для снабжения Петербурга.

В виду этих соображений, район изысканий был намечен сперва в пределах: с запада – от линии, проходящей через деревни: Порожки, Гостилицы, Дяглицы и Большое Жабино, с востока – линией Николаевской железной дороги, с севера – линией так называемого глинта, идущего параллельно заливу, и  с юга – линией железной дороги, идущей от Тосно на Гатчину, Парицу и далее. Длина намеченного района составила 64 км., ширина – до 27 км., а общая площадь – 170700 гектар.

Лето и начало осени 1894 года были посвящены топографическому, гидрографическому и гидрометрическому изучению интересующего района, с проведением ряда мелких бурений с целью выяснения районов питания отдельных водных систем. Для более быстрого проведения работ они производились в течение 1894 года двумя инженерными партиями – западной и восточной, границей деятельности которых служила линия Балтийской железной дороги от Петербурга до Гатчины.

При проведении изысканий изучаемый район был условно разделен на три участка: западный – ограниченный с востока реками Пудостью и Стрелкою, средний – отделенный с запада выше назваными реками, а с востока реками Дудергофкою и Веревою, и восточный – лежащий на восток от последних рек до реки Тосны.

В среднем и восточном, условных районах, детальному изучению были подвергнуты: Дудергофские ключи и речка Дудергофка, ключи района реки Веревы, Таицкие ключи, Демидовские ключи и Орловские ключи. В западном районе – бассейн реки Стрелки, источники Петергофского водовода, ключи, питающие реки Гостилицы, Пудость, Ижору и Гатчинские пруды и озера.

Для каждого источника создавалась подробнейшая документация – место расположения, расход воды, зависимость от атмосферных осадков, чистота и вкус, температура и химический состав. Для более полного определения границ питания ключей и ручьев было сделано 55 скважин глубиною от 76 до 114 метров, а также исследованы деревенские колодцы и плитные ломки по всей площади изучаемого района.

В результате двухгодичных исследований было выяснено, что река Пудость является естественным дренажом для главной массы подземных вод, и что центром водосборов должна являться точка около деревни Сализи.

При изучении направлений, по которым наиболее выгодно, как в техническом, так и в экономическом отношениях, может быть проведена линия водовода от деревни Сализи до Петербурга, оказалось, что подобных направлений может быть выбрано два: одно – «VV» указано на гидрологической карте сплошной линией, а другое – «WW» – пунктиром.

По первому направлению вся линия загородного водовода должна была иметь длину в 44 км., а по второму 41 км., т.е. на три километра короче, но за то при этом варианте появлялась необходимость в устройстве тоннеля длиной почти в 5,5 км. – при пересечении линией водовода Дудергофской возвышенности.

Так как стоимость проведения воды по каналам самотеком обходилась значительно дешевле, чем по чугунным трубам, то доставка воды от источников до города была избрана таким образом, чтобы вода по возможности больший путь двигалась самотеком по каналам, и только в крайних случаях, когда ее придется проводить под напором, направлялась по чугунным трубам.

К проекту водовода было приложено два профиля проектируемых направлений загородной линии: «VV» и «WW». Местности, по которым пройдут обе эти линии, имеют более или менее общий характер: сперва идет возвышенность с весьма незначительным уклоном к своему северному краю – глинту; далее следует резкий обрыв глинта, за которым уже вплоть до Петербурга идет равнина, с небольшим уклоном к городу.

Подобный профиль местности дал возможность предложить два способа доставки воды, так как высота края глинта около 64 м., т.е. соответствует давлению около 6 атмосфер, то, очевидно, что доведя воду самотеком до глинта, можно:

1. Далее пустить воду по чугунным трубам с возвышенного плато на низменность, и далее вести ее по каналу, и доставить в город без давления

2. Вести воду от глинта до города в чугунных трубах и таким образом получить ее в Петербурге под давлением около 4 атмосфер.

Первый способ значительно дешевле, но за то в городе придется устраивать напорную станцию, при втором – стоимость доставки обойдется значительно дороже, но зато эта вода будет доставлена уже под требуемым давлением, и поэтому может быть непосредственно направлена в городской водопровод.

Таким образом, будущий водовод представлялся следующим:  около деревни Сализи, на местности с отметкой в 76,82 м., должна быть устроена одна или несколько водонапорных станций, которые будут выкачивать воду из системы Бруклинских колодцев, используемых в качестве водосборов, расположенных равномерно на север и юг от машинных зданий. По одному или нескольким чугунным трубопроводам диаметром каждый в 91,44 см. и длинною около 5,5 км. насосы будут закачивать в приемный бассейн вместимостью в 6150000 литров, расположенный на отметке в 96,03 метра для варианта «VV» и на отметке в 93,89 метра для «WW». Из этого бассейна вода направится самотеком по бетонному каналу длинною в 23 км. для первого варианта и 18 км. для второго. Размеры канала, исходя из необходимой пропускной способности от 49200000 до 196800000 литров, должны были составить: по высоте - от 1,1 до 1,5 метров, по ширине вверху  - от 0,85 до 1,7 метров, и по ширине внизу - от 0,79 до 1,6 метров. Форма каналов предлагалась в виде трапеции с перекрытием полуциркульными сводами. Глубина залегания не менее 1,5 метров. Работы по устройству канала должны были вестись в траншеях не менее 2 метров шириной, с вертикальными стенками, закрепленными деревянными крепями.

На краю глинта вода вновь должна была попасть в приемные бассейны, вместимостью в 3075000 литров. Из этих бассейнов вода или только спустится по чугунным трубам с глинта и далее снова пойдет по каналу самотеком до города, при входе в который будет устроена вторая насосная станция, которая уже и будет закачивать воду в сеть городских труб, или же из бассейна вода непосредственно по 36 дюймовым трубам направится в город, в который войдет с уже готовым напором около 4 атмосфер, и непосредственно будет разведена в городской водопровод.

Самую дорогостоящую часть проекта по линии «WW» составлял тоннель. Его устройство увеличивало проектную стоимость водовода на 200 – 500 тысяч рублей. Размеры проектировались с учетом проведения в нем канала пропускной способностью в 196800000 литров в сутки, а также пешеходного прохода на всем протяжении. Поперечное сечение забоя должно быть около 8,5 кв. метров. Для выемки грунта предполагалось устроить 10 вертикальных колодцев – шахт. Расстояние между колодцами – около 530 метров, глубина – от 10,5 до 21,5 метров, диаметр – 2,135 метра. При производстве работ первоначальная крепь колодцев проектировалась деревянной, с последующей заменой на бетонную толщиной в 23 см. Проходка тоннеля должна была вестись встречными забоями из смежных колодцев длинною приблизительно в 260 метров. Для стен тоннеля предполагалось использовать бетон толщиной в 0,3 метра, а свод выкладывать из кирпича. Сметная стоимость тоннеля – 740108 руб. 87 коп.

По некоторым сведениям работы по строительству тоннеля были начаты…

 

Карты и чертежи

 

Профиль ключевого водопровода по линии "VV"   315 кб !  

Профиль ключевого водопровода по линии "WW"  379 кб !

Гидрологическая карта с указанием трасс водопровода  179 кб !

 

Малахов Сергей (Мазай)

28 Февраля 2001 г.