Отчёт о выезде в г. Выборг и окрестности.


06.05.2001

Зачинателем сего спонтанного комедийного тура была (и есть) милая девушка Верунчик. И первое, что я услышал, когда вышел в вестибюль вокзала, это чей-то радостный возглас за спиной. Обернувшись, я увидел Верунчика с каким-то подобием... (впоследствии выяснилось, что это подобие зовётся велосипедом) Наконец подтянулись и остальные, в том числе и Алексей, тоже с велосипедом.

Следующим актом этой пьесы был город Выборг, на привокзальную площадь которого мы дружно вывалились. Как только мы несколько удалились от вокзала, то сразу напоролись на праздничное мероприятие в виде детских гонок на недетских велосипедах. Притом за самым последним гонщиком по пятам следовала карета скорой помощи. После осмотра знаменитого лося и мальчика-лесника и старой части города (среди которой самой, пожалуй, интересной достопримечательностью являлась Часовая Башня, стоящая на огромном гранитном валуне. В результате наружного визуального обследования башни оказалось, что она закрыта на замок и никаких экскурсий туда не водят. Из опроса старушек из дома, пристроенного непосредственно к башне, удалось выяснить, что внутри находятся только лишь деревянные лестницы, и больше ничего, а башню открывают раз в неделю, туда поднимается человек и заводит часы. К сожалению, я не догадался спросить, когда именно туда ходит этот человек, а так было бы интересно его выловить) мы, наконец, добрались до несколько более знаменитого замка и сразу же заметили приоткрытую дверь в нижней, опоясывающей весь остров гранитной стене, но увы, оказалось, что здесь раньше стояла всего лишь какая-нибудь трансформаторная будка.

Когда мы появились внутри крепости, то получили немало удовольствия от милого скелетика, обосновавшегося на верхнем этаже тюремного корпуса. А вот, наконец, мы в башне, замёрзнув внизу в каменном крепостном дворе, поднялись к теплу на верх и после несомненно прекрасного осмотра старого города и кое-каких интересных штучек (о них ниже) не удержались и вместе с Кэтом при спуске в нижней части башни, карабкаясь по строительным лесам, залезли в живописный пролом в стене, насыпав при этом кучу камней на ступеньки. (После чего люди перемещались по этому месту с повышенной острожностью, судя по их высказываниям, не желая, чтобы на них сверху свалилась чья-нибудь тушка с камешком килограмм на 200 впридачу. Пролом, кстати, не так уж и бросается в глаза - расположен на высоте примерно 3 метра, и нашли мы его уже на обратном пути. Впрочем, табличку, извещающую что "Осторожно, балка!" мы нашли тоже уже спускаясь) Пролом продолжался галереей в кирпичной кладке, заложенной в конце (скорее всего, это было окно). Над галереей пролом, через который можно попасть в небольшую комнату, вероятно, замурованную раньше при перестройке. (Кстати, очень порадовала привешенная к двери внизу инструкция по эксплуатации башни, первый пункт которой рекомендовал посетить туалет, так сказать, "во избежание"...)

В музее мы узнали о наличии множества ходов и прочих подземных и полуподземных сооружений, по большей части замурованных и засыпанных сейчас. (Диалог примерно следующего содержания: А есть тут что-нибудь подземное? - Да, тут много всего... Сначала крепость была шведская, потом финская, потом русская, и все строили систему подземных коммуникаций заново. - А сейчас? - А сейчас всё, что можно, заложено и засыпано, и правильно, и хорошо) Старушка поведала ещё о древнем ходе на площади Ленина, в аккурат где-то под Ильичём, и более смутную легенду о другом ходе, выходившем в какой-то башне в старом городе. В общем, всё путано, и никто этим, видимо, не занимался, и ничего толком не знает. Остатки подобных коммуникаций мы нашли. Представляет собой обыкновенный колодец из одного бетонного кольца, в который мы с Кэтом успешно спустились, с хрустом умяв кучу мусора на дне. Колодец сделан посередине комнаты, из которой ведут две засыпанные галереи, параллельные крепостному валу. (видна только верхняя выложенная кирпичом арка галереи... надо копать...) Далее выяснилось, что залезть оказалось куда проще, чем вылезти... (Наверху лежит две больших стальных полосы, сложенные в виде буквы V, за которые удобно цепляться при вылезании, что я, собственно, и сделал. Но, видимо, я вылезал несколько иначе, чем до меня Илья, и оказался в весьма интересном положении - руки и ноги вверху, а голова и туловище внизу. Пока я секунд 15 так висел и соображал, как же мне просунуть наружу ещё и голову, Илья с Алексеем решили, видимо, что я застрял, и, не долго думая, вытащили меня наружу за ноги. :-) Хе-хе...)

Но подземные сюрпризы на этом не закончились. По выходе из крепости на другом берегу в гранитном обрыве зияли чёрным бельмом две чёрные двери. (В чёрном-чёрном Выборге, в чёрном-чёрном обрыве, две чёрные-чёрные двери...) Именно их мы и заметили с башни. Протиснувшись в щель между дверью и стеной и глотнув целую миазму запахов, мы попали в обширный бункер, вырубленный в граните, высотой около 4 метров, и соединяющийся с другим, также имеющим выход рядом. Во втором бункере образовались довольно длинные сталактиты. А наверху стоит памятник Петру I, не подозревающему, какая гадость расплодилась у него под ногами (а мусора там много).

Далее наши стопы и колёса двинулись в сторону парка Монрепо. По пути обнаружили ещё одну дырку, в которую не полезли ввиду её затопленности. Успешно (т.е. бесплатно) войдя в парк (а выяснилось, что вход платный), забазировались в храме Нептуна, где поужинали и втроём (кроме Верунчика) двинулись, прыгая по брёвнам и мусору (из каковых был сооружён мостик через то, что когда-то давно было протокой, а теперь - лужа грязной жижи), на остров смерти, заинтересованные таким романтичным названием. На острове до сих пор сохранились развороченные склепы и премилая капелла, под которой внизу находятся остатки грота "Эхо", от которого сохранилась только арка входа.

Закончилось же всё как обычно, в последние минуты успели сесть в электричку (не без лёгкой спортивной пробежки), но увы - главная цель этого вояжа - обучение вторичным навыкам езды на велосипеде Верунчика - так и не осуществилась ввиду желания последней больше идти с велосипедом, а не ехать на нём (ехал на нём, как правило, Кэт).

Участники:   Верунчик
             Cat 

     (он же почётный комментатор отчётов курсивом)
             Алексей
             Илья  

(он же почётный составитель отчётов в электричках)